Что такое вальдорфская школа


И.И. Ханукова, Центр Искусства Воспитания, г. Санкт-Петербург

18 сентября нашей школе при НОУ «Центр Искусства Воспитания» исполнилось 19 лет. Что это за школа такая – вальдорфская? Чему и как учат в нашей школе? Если говорить кратко, в первую очередь это ориентация учебной программы на возрастные – физические, физиологические и психологические – особенности ребенка. Еще один из основополагающих принципов вальдорфской педагогики: классный учитель сопровождает детей с 1 по 8 класс и преподает основные предметы, благодаря чему для педагога становится возможным учитывать личностные особенности ребенка, а для ребенка – видеть, что один человек может «все это» понимать и знать.
Постепенно, по мере взросления детей и усложнения специальных предметов, класс "передается” учителям-предметникам. Такой переход от одного учителя к большому количеству преподавателей позволяет сохранить в ребенке восприятие мира целостным, а разные школьные предметы представить как взаимосвязь разных аспектов познания мира. Важная и привлекающая родителей особенность вальдорфских школ – это во много раз большее (по сравнению с обычными школами) количество творческих предметов. Музыка, живопись, рукоделие, труд, эвритмия, танцы, театральные постановки включены в учебный план 1 – 11 классов – это не попытка превратиться в художественную, музыкальную или ремесленную школу, а возможность привести в равновесие интеллектуальное образование и эмоциональное  развитие учащихся.

КАК СТРОИТСЯ ДЕНЬ ВАЛЬДОРФСКОГО УЧЕНИКА

Учебный день в вальдорфской школе начинается с главного урока, или урока эпохи. Все основные "интеллектуальные” предметы преподаются эпохами, или блоками, каждый из которых продолжается в среднем 3-4 недели и называется, например, «Эпоха геометрии», «Эпоха физики», «Эпоха истории». Главный урок длится 1 час 45 минут в начальной и средней школе и 1,5 часа – в старшей (с 7 класса).
Для того чтобы дети правильным образом "проснулись” к умственной нагрузке, мы начинаем с ритмической части: чтения стихов, пения, игре на флейте, устного счета, ритмических упражнений, которые помогают "телесно” повторить, закрепить, проработать тот материал, который изучается сейчас по предмету эпохи. В старшей школе ритмическая часть короче и содержание ее другое: речевые упражнения, декламация, пение, иногда – театрализация фрагментов изучаемого литературного произведения, или проигрывание-представление исторических событий, фактов из биографии ученого, или дискуссия по проблемным вопросам. Задача ритмической части  – плавный переход к проверке домашнего задания, закреплению изученного вчера и восприятию нового.
Затем следует основная часть урока, которая по своему строению и содержанию очень похожа на привычный урок с ответами учеников у доски и с места при проверке домашнего задания, записью в тетради, выполнением зачетной или контрольной работы, демонстрацией и описанием опытов, чтением докладов и т.д. Правда, тетради тоже особенные – без линованной или клетчатой бумаги, формата А4 , в них можно самому выбрать стиль оформления заголовков, выполнить красочные иллюстрации. Тетрадь эпохи выглядит как учебная книга, которую составляет и над которой много трудится сам ученик (конечно, под руководством и с проверкой учителя).
Учитель заканчивает главный урок рассказыванием, материал для которого четко определяется возрастом учащихся. В начальной школе это сказки, басни, притчи, легенды и мифы разных народов. В средней школе рассказывание связано с этапами всемирной истории (Древняя Греция, Древний Рим, Средние века, Возрождение, Просвещение),  с историей  важнейших географических открытий;  в старшей – с биографиями выдающихся исторических личностей, знаменитых художников, писателей, ученых, известных современников.
Такое строение главного урока, когда учащиеся постепенно и последовательно включаются в разные виды деятельности, позволяет им не терять концентрацию и при этом не уставать. А преподавание эпохами способствует глубокому погружению в изучаемый предмет.
После главного урока следуют предметы, требующие еженедельных упражнений: русский, английский, немецкий языки, математика и т.п., а затем "волевые” и художественные предметы: труд, рукоделие, музыка, эвритмия, физкультура. Эти уроки длятся по 40 минут. У старших художественные предметы преподаются эпохами в послеобеденное время.
Учебный день для учеников начальной школы завершается в 13-14 часов, для средней – в 15, для старших – в 16 часов.
Выстроенный таким образом школьный день соответствует естественным ритмам жизнедеятельности ребенка и помогает ему оставаться здоровым и заинтересованным в учебе.


наверх