Статья Ручной труд


Ручной труд как средство развития индивидуальных способностей
Ю.П. Васильев, Центр Искусства Воспитания, Санкт-Петербург

    Гуманизация школьного образования подразумевает новый подход к решению проблем изменения отношения человека к природе, обществу и самому себе. Поиск путей решения этой задачи приводит к разработке методов обучения, опирающихся на индивидуальную неповторимость личности, закономерность ее развития и возможности реализации творческих способностей. Основным условием выполнения этой задачи являются технологии, сохраняющие здоровье в процессе обучения.
     Содержание любой деятельности в современных условиях должно измеряться не только степенью ее интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Задатки творческих способностей присуще любому человеку, но развитие их лучше начинать с раннего детства.
     Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя к ученикам. Стремление передать знания в готовом виде впрок, навсегда не учитывает психофизиологические особенности личности детского возраста жить настоящим. Возникают проблемы общения, непонимания, невозможности выразить себя и, как следствие, утомление психосоматические расстройства и болезни.
      Основной целью всякой системы воспитания является развитие сил личности. К биологически обусловленным структурам личности относится темперамент, который является фундаментом для формирования ребёнка как социального существа.
     Главное усилие педагога должно быть направлено на разумное использование свойств темперамента личности в конкретной деятельности, опираясь на его достоинства и нивелирование отрицательных граней. Речь идёт не о том, чтобы дрессировать, а о том, чтобы идти навстречу индивидуальности ребенка и организовать работу необходимой направленности.
    От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, которые проявляются в форме изделий, при этом остаётся независимой их содержательная сторона.
    Любая вещь, созданная человеком, имеет форму, выполняет определённые функции, которые регламентируются правилами, законами. При изготовлении изделия необходимо стремиться максимально, соединить идею замысла с его формой. Информационную выразительность изделия обеспечивает характер поверхности, фактура, цвет, сочетание различных элементов. Соединение практичности и красоты в изделиях приобретает в обществе всё большее значение и выражает целостность любого творчества.
    Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах необходимо перестроить обучение в школе, внедрить творческие методы обучения и воспитания, повышающие познавательные способности учащихся с учётом их индивидуальных наклонностей. Для этого необходимо репродуктивный метод обучения, который использует готовые схемы, чертежи, модели, уравновесить творческими заданиями, развивающие целостное восприятие действительности.
     Результаты действия не всегда должны быть однообразными. Уроки ручного труда представляют прекрасную возможность создавать изделия, учитывая особенности темперамента учащихся, проявляющегося в оригинальном исполнении творческих заданий. Важно предоставить такую возможность и создать условия  для ее реализации.
    В основе нашей методики при обучении ручному труду лежит принцип системного подхода (морфологический анализ) в поисках решения педагогических задач. Метод поиска творческих решений состоит из следующих этапов:
  1.составление наиболее полной характеристики исследуемого объекта;
  2.выделение характерных структурных морфологических принципов и связей;
  3.распределение их по степени важности;
  4.проработка возможных вариантов по изменению элементов;
  5.создание индивидуальной модели с сохранением необходимых структурных  элементов (глина);
  6.изготовление изделия из конкретного материала (дерево, металл и др.).

  Так как не существует универсального способа оценки вариантов решений, то этот метод предоставляет каждому учащемуся найти своё решение (форму изделия) с учётом своих личных возможностей (темперамента). В итоге мы имеем много различных форм конкретного изделия, которые выражают одну идею и сохраняют основные элементы, без которых форма не может выполнять свои функции.
  Каждое изделие имеет свой специфический «отпечаток» темперамента в преобладании тех или иных элементов форм. Все задания имеют практическую ценность, играют большую роль в жизни людей, поэтому в исполнении всегда присутствует интерес и желание.
   Помощь учителю заключается в советах по коррекции формы, которые в итоге помогают смягчить крайние проявления темперамента, сохраняя индивидуальный творческий подчерк ученика.
  Данный подход в обучении ручному труду способствует развитию:
•    целостного восприятия действительности;
•    фантазии учащихся на основе индивидуальных возможностей;
•    практических навыков осуществления своих замыслов.
  Эти условия могут послужить фундаментом для формирования здоровья человека через его развитие.


наверх