Статьи


Цвелик Александр Михайлович

Художественный терапевт, педагог-художник


► ПЕРВОЕ: присмотритесь к самому принципу раскраски: ЧЁРНЫЕ границы, которые "НЕЛЬЗЯ ПЕРЕХОДИТЬ" Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что "нельзя за флажки"! Потому-то раскраски столь любимы "педагогами" гос.полит.системы - они исподволь приучают к казарменным порядкам.
 Недавно мама одного ребенка, ходившего на наши занятия, сказала: "вот воспитательница в садике жалуется, что ваша девочка не рисует, как все! - Даешь ей раскраску, а ОНА ПЕРЕХОДИТ ЕЕ ГРАНИЦЫ! (Это у них урок рисования такой - "раскрась по шаблону"...).

► ВТОРОЕ: сознание штампуется по второму параметру: да, дети учатся различать цвета, и эти различия шаблонируются на крайне примитивном уровне. Дерево надо красить деревянным (коричневым), водичку - синим, травку зеленым. А чайник? Наверное, чайниковым цветом? Работая со взрослыми, пришедшими учиться живописи, я каждый день сталкиваюсь с этим набором хлама, которым с детства забивают восприятие людей: глаза смотрят и не видят, что ВОДА НЕ СИНЯЯ, а на ней играют цвета, которые в ней отражаются, что трава не тупо зеленая, да и не бывает чисто зеленой травы, а имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и кончая коричневыми, розовыми и желтыми - просто посмотрите вокруг себя!

► ТРЕТЬЕ. Присмотритесь к сюжетам раскрасок! Еще как-то можно ужиться с лошадкой, Пятачком (благодаря мультику) и еще парой картинок. Но остальное - пошлый, дурацкий примитив и уродство! Особый шедевр - кусок машины со злобными глазами на стекле. ПСИХОЛОГИЯ РАСКРАСОК подразумевает, что ребенок - это маленький идиот, дебил,которому надо давать все в оболваненном виде, "прикольненько и кривенько", сюси-пуси и примитив. Его надо научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки, и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!

► ЧЕТВЕРТОЕ, и самое страшное! Говорю уже как художественный терапевт. Спонтанное рисование детей, все каляки-маляки, "головоноги" и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно вчуствоваться в ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ СВОЕГО ТЕЛА, и из тела и идут! Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные ТИПИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ и ФОРМЫ - спирали, "лесенки", ряды кружочков и т.д. - появляются, КОГДА ПРОРАБАТЫВАЕТСЯ И ПРЕОБРАЗОВЫВАЕТСЯ тот или иной орган. Его деятельность БЕССОЗНАТЕЛЬНО втекает в форму движения руки, штриха,повторяющейся формы линии. Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, навязанная черной линией граница ВОЗДЕЙСТВУЕТ ВПЛОТЬ ДО ОРГАНОВ, ПРЕПЯТСТВУЯ ИХ СВОБОДНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ, УРОДУЯ ТОНКИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗМА.- В моей практике были дети, которых постоянные занятия раскрасками и "настойчивая в этом помощь взрослых" доводили до ХРОНИЧЕСКОГО ЗАПОРА, который чудесным образом проходил, когда мы меняли характер занятий и начинали играть просто с цветными пятнами акварели на мокрой бумаге....

Если вы не верите моим словам - загляните на мою страницу, где представлены работы уже СОТЕН взрослых людей, пришедших учиться рисовать, и сбросивших с себя эти оковы! Уже НА ПЕРВОМ ЗАНЯТИИ они обнаруживали, что РИСОВАТЬ МОГУТ !!! Даже скинув только ЧАСТЬ привитых с детства "правильных" представлений о том, каким цветом надо красить травку, водичку, дерево... И что это не палочка с листиками...

РАСКРАСКИ ОСЛЕПЛЯЮТ ДЕТЕЙ, прививают сознание неполноценности, бесталанности. Попробуйте-ка сами раскрасить "по образцу", обычно напечатанному рядом, так нарисовать? НИКОГДА не получится, за типографией не угнаться с фломастером и карандашом! - Вот и пойми, дитя: Там мастера, а ты красильщик, маляр, да и то плохой, так что сиди и не высовывайся!
Такими людьми проще управлять, не правда ли?

Вопрос: ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ РАСКРАСКИ? - Пальчиковые игры, "пестушки", игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками - все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная на палку, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей "рисовать в воздухе"! Есть и специальные занятия для родителей по искусству "игры в линии с детьми" - очень веселые и совсем не сложные. Оказывается, мы все это умеем, но пропаганда "правильных методов развития детей" отучает от нормальных игр, заменяя их "развивашками" и "обучашками" - дрессурой, замаскированной под игру. В то время, как только игра является единственным развивающим занятием для ребенка.

АЛЕКСАНДР ЦВЕЛИК

Дата: 20.01.2014

И.И. Ханукова, Центр Искусства Воспитания, г. Санкт-Петербург

18 сентября нашей школе при НОУ «Центр Искусства Воспитания» исполнилось 19 лет. Что это за школа такая – вальдорфская? Чему и как учат в нашей школе? Если говорить кратко, в первую очередь это ориентация учебной программы на возрастные – физические, физиологические и психологические – особенности ребенка. Еще один из основополагающих принципов вальдорфской педагогики: классный учитель сопровождает детей с 1 по 8 класс и преподает основные предметы, благодаря чему для педагога становится возможным учитывать личностные особенности ребенка, а для ребенка – видеть, что один человек может «все это» понимать и знать.
Постепенно, по мере взросления детей и усложнения специальных предметов, класс "передается” учителям-предметникам. Такой переход от одного учителя к большому количеству преподавателей позволяет сохранить в ребенке восприятие мира целостным, а разные школьные предметы представить как взаимосвязь разных аспектов познания мира. Важная и привлекающая родителей особенность вальдорфских школ – это во много раз большее (по сравнению с обычными школами) количество творческих предметов. Музыка, живопись, рукоделие, труд, эвритмия, танцы, театральные постановки включены в учебный план 1 – 11 классов – это не попытка превратиться в художественную, музыкальную или ремесленную школу, а возможность привести в равновесие интеллектуальное образование и эмоциональное  развитие учащихся.

КАК СТРОИТСЯ ДЕНЬ ВАЛЬДОРФСКОГО УЧЕНИКА

Учебный день в вальдорфской школе начинается с главного урока, или урока эпохи. Все основные "интеллектуальные” предметы преподаются эпохами, или блоками, каждый из которых продолжается в среднем 3-4 недели и называется, например, «Эпоха геометрии», «Эпоха физики», «Эпоха истории». Главный урок длится 1 час 45 минут в начальной и средней школе и 1,5 часа – в старшей (с 7 класса).
Для того чтобы дети правильным образом "проснулись” к умственной нагрузке, мы начинаем с ритмической части: чтения стихов, пения, игре на флейте, устного счета, ритмических упражнений, которые помогают "телесно” повторить, закрепить, проработать тот материал, который изучается сейчас по предмету эпохи. В старшей школе ритмическая часть короче и содержание ее другое: речевые упражнения, декламация, пение, иногда – театрализация фрагментов изучаемого литературного произведения, или проигрывание-представление исторических событий, фактов из биографии ученого, или дискуссия по проблемным вопросам. Задача ритмической части  – плавный переход к проверке домашнего задания, закреплению изученного вчера и восприятию нового.
Затем следует основная часть урока, которая по своему строению и содержанию очень похожа на привычный урок с ответами учеников у доски и с места при проверке домашнего задания, записью в тетради, выполнением зачетной или контрольной работы, демонстрацией и описанием опытов, чтением докладов и т.д. Правда, тетради тоже особенные – без линованной или клетчатой бумаги, формата А4 , в них можно самому выбрать стиль оформления заголовков, выполнить красочные иллюстрации. Тетрадь эпохи выглядит как учебная книга, которую составляет и над которой много трудится сам ученик (конечно, под руководством и с проверкой учителя).
Учитель заканчивает главный урок рассказыванием, материал для которого четко определяется возрастом учащихся. В начальной школе это сказки, басни, притчи, легенды и мифы разных народов. В средней школе рассказывание связано с этапами всемирной истории (Древняя Греция, Древний Рим, Средние века, Возрождение, Просвещение),  с историей  важнейших географических открытий;  в старшей – с биографиями выдающихся исторических личностей, знаменитых художников, писателей, ученых, известных современников.
Такое строение главного урока, когда учащиеся постепенно и последовательно включаются в разные виды деятельности, позволяет им не терять концентрацию и при этом не уставать. А преподавание эпохами способствует глубокому погружению в изучаемый предмет.
После главного урока следуют предметы, требующие еженедельных упражнений: русский, английский, немецкий языки, математика и т.п., а затем "волевые” и художественные предметы: труд, рукоделие, музыка, эвритмия, физкультура. Эти уроки длятся по 40 минут. У старших художественные предметы преподаются эпохами в послеобеденное время.
Учебный день для учеников начальной школы завершается в 13-14 часов, для средней – в 15, для старших – в 16 часов.
Выстроенный таким образом школьный день соответствует естественным ритмам жизнедеятельности ребенка и помогает ему оставаться здоровым и заинтересованным в учебе.


Дата: 08.12.2013

Ручной труд как средство развития индивидуальных способностей
Ю.П. Васильев, Центр Искусства Воспитания, Санкт-Петербург

    Гуманизация школьного образования подразумевает новый подход к решению проблем изменения отношения человека к природе, обществу и самому себе. Поиск путей решения этой задачи приводит к разработке методов обучения, опирающихся на индивидуальную неповторимость личности, закономерность ее развития и возможности реализации творческих способностей. Основным условием выполнения этой задачи являются технологии, сохраняющие здоровье в процессе обучения.
     Содержание любой деятельности в современных условиях должно измеряться не только степенью ее интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Задатки творческих способностей присуще любому человеку, но развитие их лучше начинать с раннего детства.
     Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя к ученикам. Стремление передать знания в готовом виде впрок, навсегда не учитывает психофизиологические особенности личности детского возраста жить настоящим. Возникают проблемы общения, непонимания, невозможности выразить себя и, как следствие, утомление психосоматические расстройства и болезни.
      Основной целью всякой системы воспитания является развитие сил личности. К биологически обусловленным структурам личности относится темперамент, который является фундаментом для формирования ребёнка как социального существа.
     Главное усилие педагога должно быть направлено на разумное использование свойств темперамента личности в конкретной деятельности, опираясь на его достоинства и нивелирование отрицательных граней. Речь идёт не о том, чтобы дрессировать, а о том, чтобы идти навстречу индивидуальности ребенка и организовать работу необходимой направленности.
    От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, которые проявляются в форме изделий, при этом остаётся независимой их содержательная сторона.
    Любая вещь, созданная человеком, имеет форму, выполняет определённые функции, которые регламентируются правилами, законами. При изготовлении изделия необходимо стремиться максимально, соединить идею замысла с его формой. Информационную выразительность изделия обеспечивает характер поверхности, фактура, цвет, сочетание различных элементов. Соединение практичности и красоты в изделиях приобретает в обществе всё большее значение и выражает целостность любого творчества.
    Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах необходимо перестроить обучение в школе, внедрить творческие методы обучения и воспитания, повышающие познавательные способности учащихся с учётом их индивидуальных наклонностей. Для этого необходимо репродуктивный метод обучения, который использует готовые схемы, чертежи, модели, уравновесить творческими заданиями, развивающие целостное восприятие действительности.
     Результаты действия не всегда должны быть однообразными. Уроки ручного труда представляют прекрасную возможность создавать изделия, учитывая особенности темперамента учащихся, проявляющегося в оригинальном исполнении творческих заданий. Важно предоставить такую возможность и создать условия  для ее реализации.
    В основе нашей методики при обучении ручному труду лежит принцип системного подхода (морфологический анализ) в поисках решения педагогических задач. Метод поиска творческих решений состоит из следующих этапов:
  1.составление наиболее полной характеристики исследуемого объекта;
  2.выделение характерных структурных морфологических принципов и связей;
  3.распределение их по степени важности;
  4.проработка возможных вариантов по изменению элементов;
  5.создание индивидуальной модели с сохранением необходимых структурных  элементов (глина);
  6.изготовление изделия из конкретного материала (дерево, металл и др.).

  Так как не существует универсального способа оценки вариантов решений, то этот метод предоставляет каждому учащемуся найти своё решение (форму изделия) с учётом своих личных возможностей (темперамента). В итоге мы имеем много различных форм конкретного изделия, которые выражают одну идею и сохраняют основные элементы, без которых форма не может выполнять свои функции.
  Каждое изделие имеет свой специфический «отпечаток» темперамента в преобладании тех или иных элементов форм. Все задания имеют практическую ценность, играют большую роль в жизни людей, поэтому в исполнении всегда присутствует интерес и желание.
   Помощь учителю заключается в советах по коррекции формы, которые в итоге помогают смягчить крайние проявления темперамента, сохраняя индивидуальный творческий подчерк ученика.
  Данный подход в обучении ручному труду способствует развитию:
•    целостного восприятия действительности;
•    фантазии учащихся на основе индивидуальных возможностей;
•    практических навыков осуществления своих замыслов.
  Эти условия могут послужить фундаментом для формирования здоровья человека через его развитие.


Дата: 14.11.2013

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

наверх