Лекторий «Знакомство с вальдорфской школой»

Ежегодно в начале каждого учебного года ЧОУ «Центр Искусства Воспитания «Общеобразовательная Вальдорфская школа и детский сад» проводит утренний курс для родителей «Знакомство с вальдорфской школой».

Целевая аудитория курса - родители новых и будущих учеников вальдорфских школ.

Анонсы очередного лектория публикуются в новостях.

 

Примерное тематическое планирование

  1. История возникновения вальдорфской школы:

  • Р.Штайнер – основоположник антропософии и вальдорфской педагогики;
  • история создания первой вальдорфской школы в г.Штутгарте (Германия) в 1919 году;
  • история российского вальдорфского движения ;
  • история создания нашей школы – ЧОУ «Центр Искусства Воспитания «Общеобразовательная Вальдорфская школа и детский сад»; история школы с 18 сентября 1994 года до настоящего времени; роль родителей учеников школы в жизни школы.

 

  1. Основные принципы вальдорфской педагогики:

  • антропософские и антропологические основы вальд.педагогики;
  • возрастные особенности ученика как основа для уч.плана;
  • один классный учитель с 1 по 8 класс;
  • феноменологический принцип преподавания, связь всех шк.предметов с человеком;
  • преподавание эпохами, особый ритм учебного дня в вальд.школе;
  • отсутствие соревнования и безоценочная система обучения;
  • особенность структуры вальдорфской школы, педагогическая коллегия школы как орган управления;
  • место ученика, учителя, родителей ученика в образовательном и воспитательном процессе; взаимодействие и сотрудничество учителей и родителей.

 

  1. Возрастные особенности школьников и учебный план школы:

  • семилетие как важный биографический этап; особенности I, II, III семилетия жизни как основа для педагогики (I семилетие: мир ДОБР (семья и детский сад), II семилетие – мир ПРЕКРАСЕН (время классного учителя), III семилетие – мир ИСТИНЕН (старшая школа)).
  • основные особенности каждого школьного года и их отражение в учебном плане каждого класса с 1 по 8 (основные эпохи и материал для рассказывания).

 

  1. Возрастные особенности младших школьников и учебный план 1-3 классов:

  • образ 1, 2 , 3 класса как метаморфоза круга (1 кл. – единство с миром; 2кл. – поиск собственных границ, дуализм; 3кл. – кризис 9 лет: образование внутреннего пространства, переживание одиночества);
  • возраст подражания и формирование хороших привычек как основа здорового развития человека в социальном пространстве;
  • взаимодействие и сотрудничество учителя и родителей как основа для здорового развития ребенка, укрепления его интереса к познанию мира.

 

  1. Основные ритмы и их переживание в течение школьного дня:

  • развитие воли, чувств и мышления в процессе познания мира человеком;
  • ритмы – вдоха-выдоха, сна-бодрствования, узнавания-забывания – и их значение в развитии воли, чувств, мышления в учебном процессе;
  • «главный урок» и его строение: постоянное наблюдение изменений в природе и беседа в начале утреннего урока; ритмическая часть и ее особенности в связи с возрастом учащихся; основная часть: трехдневный ритм в преподавании шк.предметов эпохами (восприятие, переживание, представление/понятие); «дыхание» в течение главного урока, рассказывание в конце урока;
  • недельные уроки упражнений, ритм в их построении;
  • уроки «волевого» цикла, их значение для здорового завершения учебного дня.

 

  1. Подробный учебный план 1 класса:

  • возрастные особенности ребенка на седьмом году жизни/семи лет как основа для учебного плана и школьного расписания;
  • постепенная адаптация к школе (особое расписание в сентябре, постепенное расширение учебного расписания 1 кл.);
  • встреча с классным учителем; естественный авторитет учителя как воплощение потребности возраста 7 лет;
  • обучение на основе подражания («география тела» в ритмической части главного урока; телесное «переживание» предмета обучения);
  • основные эпохи в 1 классе; обучение на основе образов для глубокого восприятия, развития творческой фантазии, активного переживания учебного материала;
  • образы волшебной сказки в мире первоклассника;
  • воспитание чувства благоговения как основа для развития интереса, уважения, почтения, религиозности; воспитание чувства красоты как основа для развития здорового эстетического вкуса;
  • организация второй половины дня для первоклассника в школе и дома.

 

  1. Подробный учебный план 2 класса:

  • возрастные особенности ребенка на восьмом году жизни/восьми лет как основа для учебного плана;
  • темперамент ребенка, особенности темпераментов в помощь педагогам и родителям;
  • углубление пройденного в 1 классе и новое во 2 классе; эпохи по основным предметам: жизнь ритмов в учебном материале;
  • дуализм как поиск собственных границ: басни и легенды о святых как материал для рассказывания; моральные истории вместо наказания и порицания;
  • учителя и родители ребенка – единомышленники: возможности для взаимодействия и сотрудничества.

 

  1. Подробный учебный план 3 класса:

  • возрастные особенности ребенка на девятом году жизни/девяти лет как основа для планирования учебной деятельности учащихся 3 класса;
  • «Рубикон» - кризис 9 лет; активная деятельность для преодоления трудностей развития – особые эпохи в 3 классе: Сотворение мира, Земледелие, Строительство дома, Ремесла, Измерения и пр.;
  • родительское сопровождение жизни учеников 3 класса;
  • «обычные» школьные предметы в учебном плане 3 класса;
  • истории Ветхого завета как материал для рассказывания в 3 классе: религиозные, культурные и общечеловеческие аспекты.

 

  1. Учебный план 4-8 классов (обзор):

  • главные возрастные аспекты каждого года в 4-8 классах, основное содержание учебного плана; новые шк.предметы каждого класса;
  • 6 класс и начало активного развития логического мышления школьников, причины «позднего» интеллектуального развития учащихся в вальдорфской школе;
  • зачетная система в средней вальдорфской школе как альтернатива школьным отметкам;
  • начало трудного подросткового возраста и особая важность взаимодействия учителей и родителей подростка;
  • особая роль классного учителя для подростка.

 

  1. Особенные предметы в вальдорфской школе. Эвритмия:

  • история возникновения эвритмии как искусства и как школьного предмета;
  • эвритмия как искусство движения, связанное с переживанием речи и музыки; учебный план по эвритмии для классов с 1 по 11;
  • лечебная эвритмия: индивидуальная помощь детям в преодолении трудностей развития;
  • эвритмические выступления учащихся в начальной, средней и старшей школе;
  • практическое занятие по эвритмии с родителями.

 

  1. Праздники в школе как переживание кругооборота года:

  • особые праздники вальдорфской школы: День Святого Михаила, Рождество, Пасха, День Святого Иоанна; христианские и общечеловеческие аспекты праздников; другие праздники в школе: праздник Фонариков, День Святого Николая, Предрождественский садик, Рождественские игры, Масленица, Летний праздник; связь праздников с переживанием учебного процесса;
  • праздники окончания четверти – отчет о достижениях учеников каждого класса, их роль в школьной жизни для детей разных возрастных ступеней;
  • школьные ярмарки, их роль в жизни школы и ее учеников;
  • участие родителей в подготовке школьных праздников и ярмарок – основа для «вхождения» во внутреннюю жизнь школы, возможность проявить творческую фантазию, увидеть учителей, учеников других классов и их родителей.

 

  1. Структура главного урока:

  • преподавание эпохами как возможность учителя и учеников погрузиться в предмет; строение эпохи, трехдневный ритм преподавания;
  • ритмическая часть главного урока, ее роль в главном уроке, содержание, связь с изучаемым школьным предметом; музыкальные, речевые, счетные и другие упражнения в ритмической части главного урока;
  • предмет эпохи и основная часть главного урока; устная составляющая основной части и работа в тетради; характеристика результата работы ученика на уроке; разные способы проверки домашней и классной работы;
  • тетрадь эпохи как учебная книга; особенности проверки тетрадей учителем в разных классах (в зависимости от возраста);
  • рассказывание, завершающее главный урок, – «пища по возрасту», красная нить, соединяющая все эпохи и шк.предметы в учебном году.

 

  1. Классный учитель с 1 по 8 класс – как это возможно:

  • классный учитель как преподаватель всех основных шк.предметов с 1 по 8 класс; предметы, которые преподает классный учитель в начальной и средней школе(феноменологический метод);
  • роль классного учителя в жизни ученика: от естественного авторитета – к сознательному уважению; от безусловной любви – к долгожданному расставанию и новой встрече;
  • учеба без оценок: подготовка к выступлению класса на празднике окончания четверти; характеристика в конце каждого учебного года;
  • роль классного учителя в восьмилетнем сопровождении ученика в неустанном взаимодействии и сотрудничестве с его родителями и другими учителями, работающими в классе.

 

  1. Преподавание основных школьных предметов в вальдорфской школе. Русский язык:

  • особенности преподавания русского языка с 1 по 11/12 класс;
  • развитие устной и письменной речи учащихся; роль музыкальных занятий в становлении грамотности на письме, интонированности/выразительности устной речи ученика; развитие чувства языка как путь освоения практической грамотности письма;
  • роль творческих работ в обучении; формирование способности к устному и письменному выражению мысли;
  • особенности учительской проверки написанных текстов в зависимости от возраста ученика и задания;
  • подготовка к экзаменам, результаты экзаменов, рейтинг учеников и школы в образовательном пространстве.

 

  1. Преподавание основных школьных предметов в вальдорфской школе. Математика:

  • особенности преподавания математики с 1 по 11/12 класс;
  • основные темы по математике в каждом учебном году в связи с возрастными особенностями учеников;
  • алгебра: от конкретных примеров – через поиск закономерностей – к формулам, алгебраическим преобразованиям;
  • геометрия: от геометрии свободной руки – через точное построение при помощи инструментов – к доказательствам теорем – к проективной геометрии в старшей школе;
  • математика в старшей школе: подготовка к экзаменам, результаты экзаменов, рейтинг учеников и школы в образовательном пространстве.

 

  1. Преподавание иностранных языков в вальдорфской школе:

  • погружение в поток иностранной речи, накопление устного словарного запаса в 1-2 классе;
  • начало письма и чтения в 3-4 классе; ведение тетрадей по иностранному языку;
  • начало изучения грамматики, страноведение, национальная культура на уроках иностранных языков в средней школе;
  • особенности уроков иностранных языков в старшей школе; языковая практика и ходе международные проекты;
  • сотрудничество с партнерскими школами, обмен учениками.

 

  1. Труд и рукоделие в вальдорфской школе:

  • учебный план по технологиям с 1 по 11/12 класс;
  • разнообразие умений и навыков, приобретаемых учеником вальдорфской школы;
  • практическая направленность обучения технологиям;
  • художественные работы, проекты и практики, связанные с технологиями;
  • практическое занятие с родителями по лепке.

 

  1. Музыка в вальдорфской школе:

  • учебный план по музыке с 1 по 11/12 класс;
  • учебный план занятий оркестрового класса с 4 по 8 класс;
  • роль музыки в развитии человека; индивидуальные особенности человека и выбор музыкального инструмента;
  • музыка в школе: хор и оркестр в каждом классе и в школе; музыкальное сопровождение выступлений и театральных постановок; концертная деятельность учеников и учителей в школе;
  • практические занятия с родителями: пение и занятие в оркестровом классе.

 

  1. Переход от классного учителя к учителям-предметникам в старшей школе:

  • особенности возраста учеников 15 лет; закономерности и проблемы перехода в 9 класс;
  • классный руководитель – новые шансы, новые отношения, новый этап в жизни подростков;
  • 9 класс – первые экзамены: трудности и радости;
  • школьные практики вне школы как необходимое дополнение к учебному процессу в школе;
  • взаимодействие и сотрудничество коллегии старшей школы с родителями учеников старших классов.

 

  1. Наша старшая школа сегодня:

  • компромисс между идеалом вальдорфской старшей школы и требованиями российского государственного стандарта для выпускников средней школы;
  • задача школы - гармонично развитая личность выпускника: равновесие между большой интеллектуальной нагрузкой и творческой самореализацией старшеклассников в последних классах вальдорфской школы;
  • результаты обязательных экзаменов и экзаменов по выбору;
  • жизненный выбор выпускников – статистика поступления в средние специальные заведения и вузы;
  • дальнейшая судьба выпускников вальдорфской школы: встреча с выпускниками – круглый стол (ответы выпускников на вопросы родителей учеников школы).

наверх