Навигация: » Главная » Эвритмия

Эвритмия

   Для нас привычны такие формы выражения, передающие содержание стихов, как речь или движение - характерный танец, актерское исполнение, мимика, групповая хореография. Эвритмия же как очень юное искусство движения - выражает звуки речи или музыки, т. е. гласные и согласные звуки, музыкальные тоны и интервалы.
эвритмия
     Проговаривая звук, мы совершаем некий невидимый «волевой поступок», который во время эвритмического движения получает зримое выражение. Каждому гласному и согласному звуку соответствует особое движение, жест, несущий в себе духовную сущность, характер звука. Когда мы поем, то тоже совершаем внутри себя невидимые жесты, которые переходят в эвритмии во внешние, видимые движения. Таким образом, эвритмия – это «зримая речь» и «зримый напев» - искусство, которого прежде не существовало, которое было основано в 1912 году и превнесено в 1919 году в первую вальдорфскую школу. Эвритмия – это выражение поэзии и музыки в движении. Речь и музыка звучат через движение эвритмистов .
 


 
Чем же ценна эвритмия для человека? Вживание в звуки речи и музыки, их выражение в эвритмических жестах превращается в захватывающую душу человека деятельность, подчиняющую себе его тело. Именно в этой области кроются самые большие возможности для реализации в школе одной из основных целей вальдорфской педагогики – создание «одушевленной культуры тела». Дети вживаются в язык движений так же, как до того в язык слов. И поскольку задействованы душа и дух, а вместе с тем активно и тело, постольку происходит правильное формирование воли ребенка. Посредством эвритмии мы предоставляем ребенку возможность внешним образом выполнять соответствующие его природе движения так, как этого требует сам организм. Внутреннее выражает себя во внешнем движении – вот сущность эвритмии.

  


 
Спектр занятий эвритмией в вальдорфских школах широк – от выполнения простейших ритмов и пространственных форм в первыхклассах до хорошо подготовленных выступлений на школьной сцене с лирическими, драматическими и музыкальными спектаклями.

Во время школьных праздников, эвритмических и театральных представлений ученики с воодушевлением демонстрируют друг другу и родителям, как многое они могут. Часто в групповых выступлениях участвует весь класс.
 
Поодиночке или группами школьники, жестикулируя, стремительно двигаются по сцене, и добиться, чтобы твои движения были согласованы с движениями других участников, чтобы они сливались в едином гармоническом звучании, можно только при условии взаимного внимания.
   В первых классах эвритмия интересна детям из их естественной любви к движению.



 
эвритмияэвритмия
 
эвритмия   эвритмия

 
    Ученики старших классов находят в ней возможность для самовыражения в искусстве, поскольку силы их сознания уже пробудились.
   Труднее всего приходится школьникам в пубертатный период. Естественно, робость удерживает их от раскованного выражения в движениях, хотя душа требует такого освобождения. Это особенно сложно в седьмом и восьмом классах.
    Таким образом, обучение эвритмии требует от человека активизации разнообразных способностей.
 
    Эвритмия возникла по велению судьбы из художественных устремлений, в качестве искусства. Будучи искусством, она принадлежит жизни. И то, что принадлежит жизни, облекается затем в форму воспитательного средства; так что судить об эвритмии в школе можно лишь после того, как получено представление о том, чем ей со временем предстоит стать в качестве искусства, и чем она, пожалуй, уже сегодня является в значительно большей степени, нежели некоторые думают.
 
    В настоящее время эвритмия находится еще в начале своего пути. Но она обладает огромным потенциалом развития. Ибо ее инструмент – само человеческое тело. А оно является выражением всех мировых тайн. Оно – подлинный микрокосм. Используя его как инструмент речи, душа человека может через откровение своей духовной жизни воплотить в зримых образах все тайны мира.

наверх