Навигация: » Главная » История

История

   Главная цель исторического образования - развитие исторического мышления как особого метода миропознания, заключающегося в способности синтезировать позитивный опыт человечества, осознавая при этом принадлежность к настоящему времени и обществу; посредством анализа различных эпох, культур, образов мышления обеспечивать синтез критического и ценностно-постулирующего мировоззрения; а также способности к отказу от одномерных постулатов, стереотипов, идеологических мифов, конфессиональных и этнических предупреждений. Сохранение независимости интересов личности и, одновременно, преемственности культурных, национальных, конфессиональных и правовых традиций общества становится основой для формирования исторического мышления.
  В основу преподавания предмета "История" в вальдорфской школе положены следующие принципы:

  • прививать и поддерживать в течение всего обучения в школе интерес к предмету, что во многих отношениях является основой для развития знаний, умений и навыков;
  • создать на уроках во внеурочное время атмосферу, способствующую глубокому переживанию учениками различных  исторических культурных эпох развития человечества, биографий, фактов и событий, опираясь, особенно  в 5-6 классах прежде всего на эмоциональную сферу ребенка (симпатия, антипатия, удивление и т.п.) и лишь затем на историческую память и мышление, которые развиваются у детей постепенно;
  • преподносить исторический материал, согласуясь с возрастом учащихся для решения различных возрастных проблем. Например: преподавание в 5-6 классах строить в историко-культурном контексте, так как именно в этом возрасте дети способны интуитивно впитывать стиль и ритм разных эпох и народов. Вовремя разбуженная способность, сохраняясь в зрелые годы, образует основу формирования культурной личности. 

  В 5-6 классах в центре преподавания находятся конкретные формы жизни: работа человека на земле, жизнедеятельность человеческих сообществ, преображающих землю, открытия в различных областях. В основе урока лежит рассказ учителя. Красочные описания важных событий, географической местности, особенностей территории, сведения из биографий великих людей имеют наиважнейшее значение.

  В 6 классе начинается изучение отечественной истории в хронологической параллели с мировой.

  В 7-8 классах основным планом рассмотрения являются географические и научные открытия, изобретения, изменения взглядов людей на природу, развитие их культурной и социальной жизни. Задачей учителя на данном этапе становится осмысление исторического материала в опоре на пробудившееся причинно-следственное мышление учащихся.

  В 9 классе рассматривается история политических идей, внутренних мотивов в исторических процессах. Основные темы: влияние идей эпохи Просвещения на развитие человеческого общества XVIII-XX веков, формирование национального самосознания и тесных международных связей в XIX-XX веках, изменение евроцентрической картины мира, расцвет стран, в прошлом не игравших видной роли на политической арене, процессы глобализации. Ученики узнают о проблемах экологии, губительных для человека тенденциях и катастрофах нашего времени, и главное, о положительных силах, которые стремятся осуществлять идеи социального устройства и здорового обращения с природой.

  В старших классах изучение всемирной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней осуществляется на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Историческое образование в старшей школе ориентировано на приоритетное развитие мировоззренческих основ личности, использование потенциала исторической науки для гармонизации личностного развития подростка, его социализации.

  Основная цель исторического образования на этой ступени - систематизация предметных и общеучебных знаний и умений, приобретенных на предыдущих ступенях, использование их для осмысления событий и явлений современной действительности с помощью анализа их исторической природы и осознания учениками собственного места в социальном континууме, своих возможностей в современном обществе.

  В 10-11 классах основными являются следующие мотивы. Ученик должен получить обзорное представление о мировой истории: на примерах истории отдельных культур и народов должны быть проработаны процессы развития человечества в различных аспектах; должно быть пробуждено сознание того, как в ходе истории человеческое развитие все в меньшей степени становится делом внешних норм и общественных условностей, т.е. человек становится всё более свободным как личность.

  Также в 10 классе рассматривается культурное развитие человечества на примере неополитической революции и высокоразвитых культур древности, зарождение политических процессов в цивилизациях Греции, Рима, Европы. На этом этапе изучении истории должно формировать самостоятельную рациональную позицию, опирающуюся на правовую основу жизни.

  Возникновение мира средневековья на основе опыта греко-римского, германсткого и иудеохристианского, диалог между западным и восточным мирами и, наконец, развитие индивидуализма в период нового времени, рассмотрение современных политических процессов под углом зрения внутренних побуждений субъектов исторического процессе составляют главные темы 11-го класса.

  в преподавании тем 10-11-го классов используется культурно-исторический метод изучения истории. Рассматриваются теории М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса.


наверх