Педагогические принципы

Детский сад – это не школа и даже не подготовительный класс. У него совсем иные задачи, ведь у ребенка детсадовского возраста несколько другие интересы и потребности, чем у школьника. Весь дошкольный период жизни ребенок интенсивно учится, но делает это иначе, чем в школе.

Ребенок хочет ощущать, познавать, преосуществлять самого себя.

Всем нам хотелось бы, чтобы наши дети развивались здоровыми физически, душевно и духовно. И, когда ребенок вдруг заболевает, нам хочется, чтобы он поскорее выздоровел. В наше время причиной заболеваний многих детей являются не только инфекционные болезни, внешние повреждения или генетически обусловленные причины. Дети заболевают от агрессивных антагонистических жизненных обстоятельств. Всё чаще они чувствуют себя одинокими, так как у взрослых не хватает для них времени, их речь недостаточно развита из-за отсутствия человека, который мог бы служить образцом для подражания. Часами они смотрят телевизор. От постоянного просмотра фильмов, где преподносится насилие, сами становятся агрессивными. Вследствие постоянного перевозбуждения нарушается сон, проявляется гиперактивность, так как дети вынуждены жить в гиперактивном, поверхностном, лишенном глубины мире. Актуальнее, чем когда-либо для родителей, воспитателей и учителей звучат вопросы о том, что можно сделать, чтобы познать источники индивидуального и социального здоровья, что должно происходить, чтобы дети росли более здоровыми.

Дети хотят и должны учиться понимать мир в его взаимосвязях. Если ребенок имеет возможность проследить последовательность событий или действий, переживая их, участвуя в них, то постепенно в нём растёт сознание причинно-следственной связи. Чем больше нам удается сделать во всех сферах нашей деятельности мир прозрачным для понимания, тем меньше нами смогут манипулировать.

С момента своего рождения дети – существа воли.Уже с первых трёх лет жизни в играх ребенка сильно выражено стремление к деятельности. Всё, что ребенок воспринимает своими органами чувств, он тотчас же стремится претворить в деятельность. Его деятельность лишена какой-либо цели. Повторение деятельности часто сопровождается радостью. Такая деятельность требует много времени и пространства, и, если их предоставить ребенку, то тем самым у него закладывается способность, став взрослым, не только желать что-либо делать, но и делать.

В возрасте от трёх до пяти лет к простому стремлению действовать присоединяется игровая фантазия.

Примерно в возрасте пяти-семи лет игры ребёнка пронизывают силы представления и рассудка. Теперь дети организовывают совместные игры, устанавливают правила, планируют и договариваются. Они объединяются между собой. Теперь они могут наблюдать более точно и до мельчайших подробностей.

Такие качества детской игры подготавливают на будущее способность при помощи ясного мышления рассматривать связи, существующие в мире.

Ни от одного такого шага в развитии детской игры нельзя отказаться, ни одним нельзя пренебречь или сократить как угодно, все они – неоценимые кирпичики, при помощи которых взрослый человек будет формировать свою жизнь.

Дети – существа подражающие, они ищут ориентир, очень точно наблюдая, как взрослый человек выполняет свою работу. Имеет ли его деятельность смысл? Осуществляется она с чувством? Не расходится ли слово с делом? Дети не ищут идеального воспитателя, да его и не существует. Но они ищут человека, который стремится к истине и душевной чистоте. Только так они могут научиться находить в будущем правильные внутренние ориентиры.

Всё это принесет свои плоды, если в основных педагогических вопросах все заинтересованные лица – родители, воспитатели, учителя будут стремиться создать атмосферу согласия. Тогда эта атмосфера станет для них источником сил.

Воспитание к свободе. Оздоравливающая педагогика свое положительное влияние может оказать лишь при наличии необходимой свободы. Максимум независимости, правовая и экономическая защищенность, свободная духовная жизнь всех причастных к педагогике лиц, минимум согласований со сторонними лицами, создают пространство для личной ответственности.

Для детского сада характерно так называемое имплицитное (скрытое, неявное) обучение. Под имплицитным подразумевается косвенный вид обучения, который ориентирован преимущественно на живой пример (образец для подражания и подражание). Так, например, тонкую моторику своих пальцев дети развивают не при помощи специальных упражнений, лишенных связи с реальной практикой, а при помощи конкретных видов деятельности – нарезки овощей к обеду, вязания, вышивания, пальчиковых игр. Укрепление органов чувств, таких как чувство осязания, равновесия, чувство собственного движения, чувство жизни, вкуса, слуха и расширение сознания по отношению к природе и временам года – осуществляется таким имплицитным путем.

Движения

Учеными и учителями установлено, что более чем у половины первоклассников наблюдается нарушение осанки, избыток веса, нарушение равновесия. Многие дети страдают от недостатка движения, их грубая и мелкая моторика развиты недостаточно. Но это ещё не всё. В связи с тем, что телесная подвижность связана с душевным и духовным состоянием человека, всё чаще дают о себе знать нарушения в их развитии. Способность двигаться существенно влияет в свою очередь на развитие речи и на познавательные способности. Чтобы воспринять своё окружение, понять его, расширить горизонт знаний, накопить собственный опыт, ребенок должен приблизиться к нему. Тогда активизируется процесс развития его речи. Таким образом, активно и разносторонне двигаясь, дети подготавливают себя к более квалифицированной мыслительной деятельности.
По этой причине движения разного рода являются неотъемлемой частью Вальдорфского детского сада. Регулярные прогулки, подвижные игры, работа в доме и в саду, хоровод, пальчиковые игры, строительство, эвритмия, шитье или вязание – это лишь немногое, что можно было бы назвать.

Восприятия

Нашим детям необходимо бодрственное сознание для всего, что происходит вокруг. А оно развивается на основе доверия к собственным силам восприятия.

Дети в вальдорфском детском саду, прежде всего, должны уметь при помощи своих органов чувств открывать реальный мир и исследовать его. Переживая радость открытия, ребенок постепенно познает законы природы.

Речь

Ребенок учится говорить лишь в говорящем окружении. Немаловажно, какие человеческие отношения существуют между тем, кто говорит, и тем, кто слушает. Тепло звучащей речи и душевное тепло отношений между ребенком и взрослым человеком образуют питательную почву для развития правильной речи.

В вальдорфском детском саду для развития речи используют песни, сказки, стихи, пальчиковые игры, при этом большое значение имеет ежедневное общение с ребёнком. Играя, ребёнок учится говорить и осваивается в речи.

Фантазия и творчество

Чтобы взрослый человек мог в будущем трудиться и строить жизнь, ему по праву необходимо богатство идей, душевно-духовная подвижность и фантазия. Эти способности нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Всякая способность к фантазии, занятия искусством разного рода расширяют душу и сознание человека. В вальдорфском детском саду развитие сил фантазии ребенка и бережное отношение к ним принимает совершенно конкретную форму. Здесь имеется достаточно много не сформированных до конца, нестандартных игрушек, пробуждающих творческие силы ребенка. Ребенок слушает сказки, которые рассказывает воспитатель, творчески преобразовывает услышанное и переносит это в свои игры. Благодаря тому, что ребенку каждый день отводится необходимое для игры время, у него есть возможность самому принимать решения, трудиться творчески, сосредоточенно и с удовольствием.

Этико-моральные навыки

Для формирования собственной жизни, как детям, так и взрослым, нужна душевно-духовная ориентация, нужны критерии ценности и задачи, с которыми они могут соединиться всем своим существом. Детям нужны правила, ритуалы, ясность, правдивость. Они хотят пережить взрослого человека, у которого слово не расходится с делом, который может дать им моральную ориентацию, не морализируя при этом.

Последний год пребывания ребёнка в детском саду называют «королевским годом». Дети в возрасте 6-7 лет достигли уже определенной социальной зрелости, могут хорошо играть с другими детьми, стабилизировались их моторика и речевое развитие, с трёх лет постепенно развивается и укрепляется память, они полны энергии и стремятся к деятельности. Смена зубов и видоизменение форм тела свидетельствуют о том, что весь организм перестраивается полным ходом. В игре ребёнка проявляются элементы занятости. Это ведёт к тому, что, достигнув школьного возраста, ребенок может и хочет получать задания. От фантазии, спонтанной активности, он переходит теперь к более продуманной и спланированной деятельности, возлагает на себя обязанности (например, накрыть стол, помыть посуду, полить цветы и тому подобное).

В «королевском» возрасте старшие дети в детском саду чувствуют, что они много знают, они могут обозреть ход событий, позаботиться о младших и быть за них в ответе. В связи с тем, что старшие дети уже хорошо продвинулись в развитии и развиваются дальше, их необходимо на некоторое время извлекать из процесса детсадовской группы и погружать в специальные учебные процессы и деятельность. Именно «королевский год» с точки зрения педагогики необходимо хорошо познать, так как он таит в себе шанс сущностного, индивидуального и социального развития. По этой причине не рекомендуется ребенка преждевременно отдавать в школу. Процессы созревания он должен пережить ещё в детском саду, что важно для его будущей жизни, для развития уверенности в своих силах.

У ребенка должно быть время, необходимое для того телесного, душевного, социального и духовного развития, которое должно стать базой для школьного процесса.

Мы с радостью приглашаем всех заинтересованных лиц, готовых прикладывать усилия, развивать и поддерживать лично и материально такую основу воспитания и образования.

Нельсон Мандела на церемонии открытия Центра вальдорфской педагогики в Южной Африке в 1998 г. четко сформулировал задачи нашего времени: «Нигде общество не проявляется так ясно, как в том, каким образом оно относится к своим детям. Наш успех должен способствовать счастью и благополучию наших детей. В каждом обществе они одновременно и самое большое его достояние, и то, что более всего уязвимо».






 



наверх