Методика преподавания в вальдорфских школах

 Найти методическую литературу Вы можете,
перейдя по ссылке
http://waldorf-samara.ru/metod/metod.php
на сайт Самарской  вальдорфской школы

 

1. О рисовании форм.

      Предмет "рисование форм" является специфически "вальдорфским" предметом. Его особенность - в том, что этот предмет органически соединяет в себе элементы сразу нескольких  традиционных предметных областей и может рассматриваться как разновидность или предварительная ступень каждой из них.
    Основной элемент, с которым работают ученики, - это линия, которая является средством выражения движения и формы. Готовый "продукт" - рисунок ученика - лишь остаток, след длительного процесса, требующего разного рода активности и включающего различные фазы. Это наблюдение (ученики наблюдают за учителем в процессе работы); воспроизведение заданной формы в пространстве (движение по форме на полу, "рисование" формы в воздухе рукой и ногой на полу, "переживание" качества формы - прямых и кривых линий - через жесты-образы в играх и стихах) и, наконец, перенесении линии на бумагу.
    Но кроме этого рисование форм можно применить на других предметах, быть включено в них. Начиная с четвертого класса рисование форм можно связать с традиционными русскими орнаментами и со старославянской азбукой (на уроках краеведения); рисование и лепку восточных, греческих и средневековых орнаментов можно включить в уроки истории (5-е и 6-е классы), использовать при оформлении тетрадей по эпохам. Хождение и бег по формам используются на уроках эвритмии. 

  Повсюду в мире мы встречаем геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольники пчелиных сот, многоугольники кристаллов, параболическая траектория броска, спирали на раковинах улиток, порядок расположения листьев на стеблях многих растений, пропорции золотого сечения в человеческом образе, поразительные кривые, по которым движется Земля и другие планеты. Известны художники, далеко превосходившие математиков в способности использовать в своих произведениях секреты геометрических законов и придавать им тем самым характер совершенной гармонии. Это Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие.


    Поиски геометрических закономерностей во Вселенной и в искусстве позволяют нам пережить моменты высочайшего счастья, когда язык, искусство и наука сливаются воедино. Если ученикам старших классов вальдорфской школы доводится испытать подобные минуты, а они могут быть связаны не только с математикой, но и с геологией, физикой, ботаникой, человековедением, астрономией, историей искусства, то это означает, что ученики прошли основательную подготовку.


    Можно заново построить всю евклидову геометрию, так ни разу и не подумав о возможностях ее практического применения, ибо законы ее существуют внутри самого человека. Но если человек независимо от имеющегося у него опыта, сначала знакомится с геометрическими соотношениями в теории, а затем находит подтверждение на практике, то это производит на него сильнейшее впечатление.


    Рекомендуют начинать заниматься с детьми геометрией еще задолго до того, как они смогут в процессе рисования пользоваться линейкой и циркулем. Вплоть до того, чтобы приступить к этому с первого же урока – попробовать рисовать прямые и кривые линии.


   Уже с первого класса дети начинают рисовать самые простые, элементарные формы. Учитель обращает внимание детей на их руки, говорит о том, как человек может работать своими руками. Потом по очереди вызывает всех к доске и дает возможность начертить мелом прямую линию, а затем полукруг или дугу. Сначала учитель рисует образец, который дети повторяют. По манере идти, смотреть, рисовать можно многое узнать о ребенке.


    Не обязательно заниматься геометрией только в классе. Можно, чтобы дети вышли в школьный двор и побегали по кругу и спиралям, а затем вернулись в классную комнату и нарисовали эти формы в своих рабочих тетрадях. Во время занятий эвритмией во втором классе дети бегают по «восьмерке», при этом их пути пересекаются в центре.


    Геометрия может выполнять и дисциплинирующую роль. Так, преподавателю эвритмии можно не делать все время замечанию ученику, чтобы он сидел на месте, а стоит всего лишь сказать: «У всех круг ровный, а у тебя какая-то вмятина получается». Со временем эвритмические формы усложняются и делаются более изощренными. В шестом классе обучению собственно геометрии отводится существенное место, одновременно с этим в эвритмическом зале можно заниматься «геометрией движений».



    Упражнения в рисовании форм – это не только изучение траектории движения. Это «занятие в себе», в котором участвуют фигуры, но при этом присутствует еще нечто, что выражается не с помощью движений. Например, ученикам предлагается завершить незаконченную форму: «внешнюю» или «внутреннюю» фигуру изображают в соответствии с чувством формы, подбирают симметричную картинку или зеркальную фигуру.

    Если у учителя есть фантазия, то он до бесконечности может варьировать мотивы и побуждения действий. Тогда рисование форм превращается в одно из любимейших детских занятий. Когда учитель рисует на доске «половину» формы и дает ученикам задание, – дополнить рисунок в тетрадях, он видит, что не удается детям и как это можно поправить.

    Нет ли еще каких-то способов рисования карандашами в младших классах вальдорфской школы? Строго говоря, вероятно, нет. Рисование карандашами и красками очень сильно отличаются друг от друга. К области «живописи», по сути, относится «рассказывание» с помощью цветного карандаша, писание картин и иллюстрирование произведений. Начиная с четвертого класса, детей поощряют обнаруживать в процессе рисования форм геометрические фигуры, которые они уже умеют изображать: углы, эллипсы и кривые у стульев, ваз и т.д. Наступает время счастливого узнавания в образах внешнего мира форм, которые предварительно были нарисованы и освоены.
   Только в седьмом и восьмом классах после того, как ученики овладели навыками черно-белой техники рисования, начинается серьезное культивирование реалистического изображения внешнего мира.  

 2. Письмо.
   Цель выбранного для обучения письму метода - проведение ученика тем путём, который проделало человечество от устной формы существования языка к письменности. Знакомство с начертаниями больших и маленьких печатных букв происходит путём, аналогичным тому, в результате которого возникли буквенные знаки. Ребёнок заново открывает для себя форму буквы, которая рождается из образа, несущего в себе звук и его особенности (например, букву "Д" можно ввести через образы дома и дерева, "В" - волны, веток, раскачиваемых ветром, и т.д.). Таким образом переживается связь между звуком и формой буквы.
   Знакомству с гласными предшествует работа с междометиями, которые, как и гласные, являются непосредственным выражением чувств (например, А - удивление, согласие, понимание, О - восхищение, удивление, радость).
   К концу первого класса дети знают буквы русского алфавита и соотносят их со звуками, обозначают мягкость согласных звуков на письме, употребляют пробел между словами, знак переноса.
   Дети учатся различать гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие). происходит первое знакомство с правилами правописания гласных после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу). Деление слов на слоги, словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.
   Учащиеся переписывают с доски восковыми мелками сначала небольшие слова, потом предложения; и как итог - небольшую сказку.

 
письмо

 3. Математика.  

Обучение математике занимает одно из центральных мест в образовательной программе школы. Его задачи чрезвычайно многообразны. Это и формирование, развитие целостной природы ребенка, его интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, его памяти, и овладение системой математических знаний и умений, необходимых как для повседневной жизни, так и для изучения других предметов, и, наконец, выработка представлений об идеях и методах математики как науки и их роли в научной деятельности человека.
   Преподавание математики, в соответствии в общей концепцией вальдорфской школы никогда не ограничивается только воздействием на интеллектуальную сферу учеников. Элементарная математическая деятельность опирается на здоровую структуру человеческих восприятий, прежде всего на чувство ритма (арифметика), на чувство равновесия и чувство формы (геометрия). В связи с этим обучение, особенно в начальной щколе, подкрепляется глубокой проработкой ритмической структуры детского существа (ритмический счет, таблица умножения "в действии", счет на несколько голосов - "каноном" и т.д.) и чувства формы, для чего в начальной школе вводится предмет - рисование форм.
   Первой математической дисциплиной в начальных классах становится арифметика. при обучении следует углубить переживание  числовых понятий с помощью ритмических движений и развития чувства равновесия.
   Основой при изучении арифметики в первом классе служит развитие навыков ритмического счета. Здесь учитель много работает с ритмической структурой речи, различными стихотворными размерами, постепенно переходя к "чистому ритму" и рядам кратных. Дети учатся свободно ориентироваться в числовом ряду (прямой и обратный счёт, счёт через два, три и т.д., счёт десятками, счёт вслух и "про себя"). Занятия сопровождаются активным движением: дети протопывают и прохлопывают ритмы, делают упражнения с мячиками, цветными шнурами, двигаются группами по различным формам. такая работа относится к ритмической (начальной и наиболее активной) части урока.

 4. История.  

Главная цель исторического образования - развитие исторического мышления как особого метода миропознания, заключающегося в способности синтезировать позитивный опыт человечества, осознавая при этом принадлежность к настоящему времени и обществу; посредством анализа различных эпох, культур, образов мышления обеспечивать синтез критического и ценностно-постулирующего мировоззрения; а также способности к отказу от одномерных постулатов, стереотипов, идеологических мифов, конфессиональных и этнических предупреждений. Сохранение независимости интересов личности и, одновременно, преемственности культурных, национальных, конфессиональных и правовых традиций общества становится основой для формирования исторического мышления.
  В основу преподавания предмета "История" в вальдорфской школе положены следующие принципы:

  • прививать и поддерживать в течение всего обучения в школе интерес к предмету, что во многих отношениях является основой для развития знаний, умений и навыков;
  • создать на уроках во внеурочное время атмосферу, способствующую глубокому переживанию учениками различных  исторических культурных эпох развития человечества, биографий, фактов и событий, опираясь, особенно  в 5-6 классах прежде всего на эмоциональную сферу ребенка (симпатия, антипатия, удивление и т.п.) и лишь затем на историческую память и мышление, которые развиваются у детей постепенно;
  • преподносить исторический материал, согласуясь с возрастом учащихся для решения различных возрастных проблем. Например: преподавание в 5-6 классах строить в историко-культурном контексте, так как именно в этом возрасте дети способны интуитивно впитывать стиль и ритм разных эпох и народов. Вовремя разбуженная способность, сохраняясь в зрелые годы, образует основу формирования культурной личности. 

  В 5-6 классах в центре преподавания находятся конкретные формы жизни: работа человека на земле, жизнедеятельность человеческих сообществ, преображающих землю, открытия в различных областях. В основе урока лежит рассказ учителя. Красочные описания важных событий, географической местности, особенностей территории, сведения из биографий великих людей имеют наиважнейшее значение. В 6 классе начинается изучение отечественной истории в хронологической параллели с мировой.

  В 7-8 классах основным планом рассмотрения являются географические и научные открытия, изобретения, изменения взглядов людей на природу, развитие их культурной и социальной жизни. Задачей учителя на данном этапе становится осмысление исторического материала в опоре на пробудившееся причинно-следственное мышление учащихся.

  В 9 классе рассматривается история политических идей, внутренних мотивов в исторических процессах. Основные темы: влияние идей эпохи Просвещения на развитие человеческого общества XVIII-XX веков, формирование национального самосознания и тесных международных связей в XIX-XX веках, изменение евроцентрической картины мира, расцвет стран, в прошлом не игравших видной роли на политической арене, процессы глобализации. Ученики узнают о проблемах экологии, губительных для человека тенденциях и катастрофах нашего времени, и главное, о положительных силах, которые стремятся осуществлять идеи социального устройства и здорового обращения с природой.

  В старших классах изучение всемирной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней осуществляется на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Историческое образование в старшей школе ориентировано на приоритетное развитие мировоззренческих основ личности, использование потенциала исторической науки для гармонизации личностного развития подростка, его социализации.

  Основная цель исторического образования на этой ступени - систематизация предметных и общеучебных знаний и умений, приобретенных на предыдущих ступенях, использование их для осмысления событий и явлений современной действительности с помощью анализа их исторической природы и осознания учениками собственного места в социальном континууме, своих возможностей в современном обществе.

  В 10-11 классах основными являются следующие мотивы. Ученик должен получить обзорное представление о мировой истории: на примерах истории отдельных культур и народов должны быть проработаны процессы развития человечества в различных аспектах; должно быть пробуждено сознание того, как в ходе истории человеческое развитие все в меньшей степени становится делом внешних норм и общественных условностей, т.е. человек становится всё более свободным как личность.

  Также в 10 классе рассматривается культурное развитие человечества на примере неополитической революции и высокоразвитых культур древности, зарождение политических процессов в цивилизациях Греции, Рима, Европы. На этом этапе изучении истории должно формировать самостоятельную рациональную позицию, опирающуюся на правовую основу жизни.

  Возникновение мира средневековья на основе опыта греко-римского, германсткого и иудеохристианского, диалог между западным и восточным мирами и, наконец, развитие индивидуализма в период нового времени, рассмотрение современных политических процессов под углом зрения внутренних побуждений субъектов исторического процессе составляют главные темы 11-го класса.

  в преподавании тем 10-11-го классов используется культурно-исторический метод изучения истории. Рассматриваются теории М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса.

 

5. Человек и животные.

   Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

   Специфической особенностью содержания предмета является постижение законов природы и общества через образ, поскольку образное содержание больше соответствует возрастным особенностям учащихся начальной школы, чем абстрактное содержание наук.

 
   В 4 классе у школьника меняется его мироощущение: все более он внутренне обособляется от окружающего мира, выделяет и осознает себя как самостоятельное существо. В связи с этим ребенок уже может рассматривать окружающий мир более объективно.
   Изучение животных начинается в 4 классе. Это обусловлено проснувшейся в этом возрасте способности сопереживания животным, составляющей основу для первоначального сравнения и понимания, которая в более позднем возрасте сможет быть решена до уровня современных естественно-научных знаний и природе.
  Обучение начинается с краткого рассмотрения человека.
  На этом этапе изучения существенно не анатомическое строение и отдельные физиологические функции, а роль указанных сфер и систем органов в жизни человека и его организме.
  Сформированный таким образом универсальный образ человека помогает дальнейшему изучению животных, в телесной организации которых можно проследить известную специализацию в развитии отдельных частей или органов, обуславливающих многочисленные отдельные проявления животного: особенности поведения, питания, размножения, физиологии и анатомии, взаимоотношения с другими животными и природным окружением.
  Изучение сопровождается созданием живописных образов животных, оформлением рисунков и записей в тетрадях, посещением зоопарка, лепкой изучаемых животных.
  Раздел "Человек и животные" изучается в форме эпохи длительностью 3 недели.

 

6. Уроки рукоделия и ремесла.

    Посетитель вальдорфской школы, осматривающий многочисленные помещения, предназначенные для преподавания ручного труда, замечает, что и мальчики, и девочки, как правило, заняты решением одних и тех же задач. У него также складывается убеждение о значимости той роли, которая отводится этим предметам в рамках всего обучения.

    Организуя занятия разными видами ручного труда, в вальдорфской школе ориентируются на искусство и ремесло, с которыми дети близко знакомятся и лишь второстепенно готовят себя к возможной практической деятельности в будущем. А воспитательное значение ручного труда простирается гораздо дальше. Необходимо отметить, что люди, не умеющие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же «неловким интеллектом», лишены гибкости идей и мыслей. В то же время те, кто владеют точными движениями, способны иметь гибкое мышление, проникать в суть вещей. Иными словами, благодаря занятиям рукоделием и ремеслами удается подготовить человека к включению воли в мыслительный процесс.

    В первом классе дети учатся вязать на спицах, во втором – крючком; по мере того, как они овладевают этими умениями, можно предлагать им изготовлять одежду для себя и для других; в седьмом и восьмом классах они продвинутся уже настолько далеко, что смогут сшить на швейной машине рубашку, платье, штаны или подобные изделия. Разумеется, мальчики, особенно в годы, предшествующие половому созреванию, выполняют задания, требующие приложения физической силы (например, изготовление изделий из кожи, плетение корзин).

    Стремление к созиданию художественных форм, пусть даже самых простых, пронизывает все обучение, но наиболее отчетливо это выражается в изготовлении игрушек, которые школьники начинают делать примерно с пятого класса. В свою работу они переносят то, что узнают на уроках о животных. Однако выражение лиц, например, у кукол и все их пропорции могут быть гораздо менее согласованными и менее детализированы, чем у реальных животных.

    Особенно удается детям передать своеобразие различных животных в глине и в дереве. Занимаясь лепкой, человек решает совершенно особые художественные задачи: можно достичь выразительности в деталях, но предстоит еще в определенном порядке объединить их в целое. Пластика выполняемой скульптуры должна передавать то, что характерно для целостного облика животного.

    Чтобы научиться делать самостоятельно что-либо из глины, либо вырезая по дереву, требуется определенное волевое усилие. Видно, как находит выход скопившаяся в ребенке энергия, когда, предположим, двенадцатилетний школьник начинает пользоваться стамеской и ножом, вырезая что-либо из необработанного куска дерева. Вырезать по дереву обычно начинают в шестом классе.

    В течение четвертого и пятого годов обучения ремесленная работа все более становится свободным художественным творчеством. Ребенок должен работать по своей воле, а не потому, что кто-то заставляет его это делать. Если процесс обучения обращен к жизни, то дети черпают побуждения к работе в самих себе. Учитель, естественно, присутствует при работе учеников и организует их деятельность. Его основная задача состоит в том, чтобы помогать детям осуществлять их собственные замыслы.

    Решая художественные задачи, ребенок вначале как бы исподволь, а затем все более сознательно начинает постигать проблемы, с которыми сталкивается человек.

    Если есть необходимые условия, то очень важно, чтобы молодые люди научились обрабатывать не только ткани, глину и дерево, что они делали до сих пор, но и более прочные материалы, например, металл. Подросткам обоего пола может показаться интересным и захватывающим решать задачи, возникающие в ходе этого вида работы.

 7. Гимнастика.

    В большинстве вальдорфских школ практикуются занятия особым видом гимнастики. Система гимнастических упражнений, цель которой – углубить восприятие пространства и укрепить силу воли, была по поручению Рудольфа Штайнера разработана графом Фритцем фон Ботмером – учителем физкультуры в первой вальдорфской школе.

    Одно из положений науки о человеке сводится к тому, чтобы в первые три года школьной жизни обращение со спортивными снарядами, гимнастические хороводы и упражнения на ловкость превращались в свободную и радостную игру. Учитель физкультуры побуждает ребенка фантазировать, получать от выполнения упражнений удовольствие, стремясь, чтобы они не превращались в простую физическую деятельность или, наоборот – в спортивное соревнование для достижения высоких результатов. Так, в процессе упражнений можно стилизованно изображать различные виды ремесленной деятельности или имитировать движения животных. Вместо препятствий, которые нужно преодолеть на физкультурных снарядах в зале, занятия переносятся на местность, где детей поджидают разнообразные приключения или организуются спасательные экспедиции. Упражнения выполняются мужественно, препятствия преодолеваются легко, мышцы и кровь играют.



    Начиная с шестого класса, при усложнении заданий дети все более осознанно подходят к преодолению трудностей. Прыжки, взмахи начинают все более сознательно подчиняться воле, что позволяет динамике овладеть чувством пространства и научиться удерживать в равновесии центр тяжести.
 

    Все занятия легкой атлетикой, гимнастикой, игры с мячом и бегом, упражнения на классических гимнастических снарядах в старших классах подчинены одной идее – постепенно достичь известной гармонии между малым и большим усилием, между индивидуальными требованиями и требованиями, поставленными перед коллективом. Одно то обстоятельство, что в вальдорфских школах мальчики и девочки занимаются физкультурой вместе, заставляет учителя дифференцированно относиться к детям, что необходимо для индивидуализации процесса занятий физкультурой. Именно на таких занятиях воспитывается уважение к человеку, который не похож на тебя.

8. Мир языка.

    Начинать обучение иностранным языкам сразу с первого класса – не слишком ли рано? И вообще, возможно ли это? Вальдорфская школа славится своей «неторопливостью» в обучении чтению и письму; в области же арифметики сразу выдвигаются более высокие, чем в обычных школах, требования, а теперь еще и два иностранных языка для первоклассников. Для чего это нужно? Какой метод должен лечь в основу прямой, основанный на подражании, или грамматический, включающий анализ предложений и упражнения в переводе? Специалисты не перестают выдвигать аргументы в защиту того и другого подходов.

    Поскольку ученики трех младших классов зависимы от своего окружения и естественной формой их самовыражения наряду с развитием душевных способностей является подражание, мы вынуждены признать, что в этом возрасте единственно приемлемым может быть «прямой методом». Когда же по достижении девяти лет в детях начинают происходить глубокие изменения, они становятся уже способными рассматривать язык как часть окружающего мира. Осмысление грамматических явлений они черпают из речи окружающих, из собственных приобретенных ими навыков. Есть еще одна причина, свидетельствующая о пользе раннего начала обучения языку. Душа ребенка чувствительна к восприятию произнесенного слова. Приняв его, она начинает «трудиться» над ним, открываясь навстречу новым словам. Языковой инструмент ребенка так гибок, что его можно формировать упражнениями на произношение, методикой иностранного языка. Ребенка легко научить воспроизводить новые звуки, он достаточно свободно овладевает чужеродными звучанием с «хорошим произношением». Одновременно обогащается душа ребенка, расширяются его представления об окружающем его мире.

 

 9. Эвритмия.  

   Для нас привычны такие формы выражения, передающие содержание стихов, как речь или движение - характерный танец, актерское исполнение, мимика, групповая хореография. Эвритмия же как очень юное искусство движения - выражает звуки речи или музыки, т. е. гласные и согласные звуки, музыкальные тоны и интервалы.
эвритмия
     Проговаривая звук, мы совершаем некий невидимый «волевой поступок», который во время эвритмического движения получает зримое выражение. Каждому гласному и согласному звуку соответствует особое движение, жест, несущий в себе духовную сущность, характер звука. Когда мы поем, то тоже совершаем внутри себя невидимые жесты, которые переходят в эвритмии во внешние, видимые движения. Таким образом, эвритмия – это «зримая речь» и «зримый напев» - искусство, которого прежде не существовало, которое было основано в 1912 году и превнесено в 1919 году в первую вальдорфскую школу. Эвритмия – это выражение поэзии и музыки в движении. Речь и музыка звучат через движение эвритмистов .
 


 
 
Чем же ценна эвритмия для человека? Вживание в звуки речи и музыки, их выражение в эвритмических жестах превращается в захватывающую душу человека деятельность, подчиняющую себе его тело. Именно в этой области кроются самые большие возможности для реализации в школе одной из основных целей вальдорфской педагогики – создание «одушевленной культуры тела». Дети вживаются в язык движений так же, как до того в язык слов. И поскольку задействованы душа и дух, а вместе с тем активно и тело, постольку происходит правильное формирование воли ребенка. Посредством эвритмии мы предоставляем ребенку возможность внешним образом выполнять соответствующие его природе движения так, как этого требует сам организм. Внутреннее выражает себя во внешнем движении – вот сущность эвритмии.
  

 
Спектр занятий эвритмией в вальдорфских школах широк – от выполнения простейших ритмов и пространственных форм в первыхклассах до хорошо подготовленных выступлений на школьной сцене с лирическими, драматическими и музыкальными спектаклями.

Во время школьных праздников, эвритмических и театральных представлений ученики с воодушевлением демонстрируют друг другу и родителям, как многое они могут. Часто в групповых выступлениях участвует весь класс.
 
Поодиночке или группами школьники, жестикулируя, стремительно двигаются по сцене, и добиться, чтобы твои движения были согласованы с движениями других участников, чтобы они сливались в едином гармоническом звучании, можно только при условии взаимного внимания.
   В первых классах эвритмия интересна детям из их естественной любви к движению.

 
эвритмия   эвритмия

 
    Ученики старших классов находят в ней возможность для самовыражения в искусстве, поскольку силы их сознания уже пробудились.
   Труднее всего приходится школьникам в пубертатный период. Естественно, робость удерживает их от раскованного выражения в движениях, хотя душа требует такого освобождения. Это особенно сложно в седьмом и восьмом классах.
    Таким образом, обучение эвритмии требует от человека активизации разнообразных способностей.
 
    Эвритмия возникла по велению судьбы из художественных устремлений, в качестве искусства. Будучи искусством, она принадлежит жизни. И то, что принадлежит жизни, облекается затем в форму воспитательного средства; так что судить об эвритмии в школе можно лишь после того, как получено представление о том, чем ей со временем предстоит стать в качестве искусства, и чем она, пожалуй, уже сегодня является в значительно большей степени, нежели некоторые думают.
 
    В настоящее время эвритмия находится еще в начале своего пути. Но она обладает огромным потенциалом развития. Ибо ее инструмент – само человеческое тело. А оно является выражением всех мировых тайн. Оно – подлинный микрокосм. Используя его как инструмент речи, душа человека может через откровение своей духовной жизни воплотить в зримых образах все тайны мира.
 

10. Заключение.

    Вопрос не в том: что нужно знать и уметь человеку для существующего социального порядка, а в том: что заложено в человеке, и что в нем можно развить. Только в этом случае социальное устройство будет получать приток новых сил от подрастающего поколения. И только в этом случае в обществе будет жить то, что вносят вступающие в него люди, и из подрастающего поколения не будут делать того, что желает из него сделать существующий социальный порядок. В центре вальдорфской педагогики находится идея гармоничного развития тела, души и духа. Этого не всегда легко достичь, особенно в наши дни, когда основное внимание уделяется умственным навыкам и способностям, а физический труд рассматривается как неизбежное зло. Поэтому сегодня, как никогда, важно развивать помимо умственных, также эстетические и практические навыки. 

наверх