Из истории Вальдорфской педагогики

   

      Вальдорфская педагогика была основана австрийским ученым Рудольфом Штайнером (1861-1925), основателем современной науки о духе, которую он назвал антропософией (от греческого: anthropos – человек, sophia – мудрость). Антропософия вдохновила многие течения в архитектуре, естественных науках, сельском хозяйстве, медицине, ритмике, религиозном обновлении, экономике и социальных науках. Общественная значимость антропософии тесно связана с возникновением вальдорфских школ.

     В 1919 г. Р.Штайнер выдвинул идею о разветвлении общественных функций, чтобы объяснить актуальный для того времени конфликт между социализмом и капитализмом. В качестве основополагающей мысли выступало положение о равноправии трех основных общественных функций: духовной, правовой и экономической. Каждая из них имеет свои особенности и играет свою роль в обществе как едином целом. В каждой из этих областей действует один из трех принципов, содержащихся в лозунге Великой Французской Революции: Свобода, Равенство и Братство. Культура должна быть свободной, право – основываться на равенстве, а экономика – на братстве, то есть на справедливом распределении благ. Идея разветвления трех общественных функций никогда не была проверена на практике, кроме как в одном случае: в вальдорфской педагогике. Важнейшее значение имеет осознание роли школы, как части свободной культурной и духовной жизни.

     Воплощение идей Р. Штайнера в реальность было положено 23 апреля 1919 года в «табачном зале» сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, Германия. Рабочие сидели на скамьях и стульях, на мешках с табаком у задней стены зала. Аудитория вела себя очень сдержанно, пока Штайнер не заговорил о вопросах воспитания. Этот момент стал истинным часом  рождения вальдорфской школы. Желание рабочих иметь такую школу создало предпосылки для ее появления. На следующий день некоторые из них приходили и спрашивали, не могут ли их дети посещать школу, о которой говорил Рудольф Штайнер.

    Руководитель предприятия Эмиль Мольт уже давно думал о такой школе; теперь он мог осуществить свою мечту. Первое, что он сделал, попросил Рудольфа Штайнера взять на себя педагогическое руководство школой. Решили начать занятия в сентябре. Мольт купил здание ресторана, расположенное на холме над Штуттгартской долиной, и соответствующим образом переоборудовал его.

     Рудольф Штейнер заложил основы педагогики, открывающей возможности развивать социальные способности воспитанием и обучением.

наверх