Педагогические задачи

                            Жизненный опыт и переживания каждого ребенка индивидуальны. Сущность ребенка стремится выразиться, взаимодействуя с окружающим миром. Ребенок несет в себе это зерно, определяющее, кем и чем он станет. Педагога можно сравнить с садовником, дающим зерну возможность прорасти и оберегающим нежный росток. В ребенке, как в зерне, заложены все будущие способности. На нас, более старшем поколении, лежит ответственность за уничтожение препятствий для свободного развития талантов и способностей детей. Воспитатель также обязан признать отсутствие тех или иных способностей или другие недостатки, и работать над их исправлением. Индивидуум никогда не может быть «объектом» воспитания, пустым кувшином, который следует наполнить. Он – светильник, который нужно зажечь – то есть дать возможность воспитанию и обучению развиваться внутри.

   Человек никогда не утрачивает способность учиться чему-либо новому. Как может школа поощрять стремление к учению, чтобы оно не угасло в течение всей жизни? Во многих школах считают, что образование закончено с получением аттестата зрелости. Цель вальдорфской педагогики – нечто гораздо большее. Важно через любовь к предмету пробудить интерес, который обеспечивает гораздо лучшую мотивацию, нежели оценки или принуждение. Лишь тогда развиваются способности к учению в течение всей жизни. В вальдорфской школе учат, прежде всего, учиться.

 Годовая характеристика

   Ученики вальдорфской школы с 1-го по 8-ой класс не получают оценок. Они должны научиться работать не из страха перед экзаменом, а учась брать ответственность за собственное учение. Вместо оценок, выражаемых числами, проделанная каждым учеником работа, его знания, умения и навыки  описываются учителем в характеристике, составляемой в конце каждого учебного года.
   Характеристика должна дать максимально справедливую и всестороннюю оценку, которая может помочь старшим учащимся также в процессе самовоспитания. Вместо создания ограничений, такой отзыв намечает путь дальнейшего развития.

     Образ человека, предлагаемый антропософией, служит основанием вальдорфской педагогики. В учебном плане делается попытка найти темы, соответствующие особенностям каждого возраста, каждого этапа развития, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Для этого нет готовых рецептов. Работа по поиску наиболее подходящего материала, который может пробудить наибольший интерес ученика – это то, чему каждый учитель учится всю жизнь. С одной стороны, учитель должен дать ученикам знания, умения и навыки, которые  будут необходимы им в жизни; с другой стороны – ему необходимо знать, изучение каких предметов способствует развитию тех или иных качеств, и какой возраст наиболее благоприятен для этого. Учебные предметы служат в первую очередь инструментом воспитания детей на каждом уровне развития.

 Религиозный и национальный вопрос

    Важно отметить, что вальдорфские школы являются  неконфессиональными, однако во всей системе образования присутствует значительный элемент христианства – как основы современной культуры, морали и собственно человечности. Например, с первого класса  все дети участвуют в школьных праздниках, многие из которых прямо определяются христианским календарем (важнейшие – Рождество и Пасха).

   Дети с учителем делают соответствующие сценические постановки, разучивают песни, украшают классы и т.п. Во втором классе одна из сквозных тем – христианские святые (конкретные личности, разумеется, зависят от страны; в России, например, это Сергей Радонежский, Кирилл и Мефодий и другие русские святые). В третьем классе изучается Ветхий Завет, в четвертом – краеведение, которое, естественно, включает существенный историко-религиозный компонент. И так далее. Короче говоря, вальдорфская школа, являясь неконфессиональной, не ставит своей целью обязательно привести учащихся в лоно конкретной конфессии (православной, лютеранской, католической), но рассматривает христианство и Библию как один из важнейших факторов воспитания общечеловеческой культуры и морали. При этом школа, разумеется, равно открыта для детей из православных, атеистических, мусульманских и других семей.
   В отношении национального вопроса надо сказать, что вальдорфские школы существуют в Западной Европе и США,  в ЮАР и в Японии, в Израиле и Индии – и нигде не может быть и речи о каком-либо ограничении по национальному признаку, о подчеркивании какого-либо расового или национального неравенства. Сам Рудольф Штайнер активно подчеркивал: «вальдорфская школа должна быть не школой мировоззрения, но школой  метода».

 Педагогические задачи

   В настоящее время будущий вальдорфский учитель обязательно, помимо своей предметной квалификации, должен закончить как минимум одногодичные курсы по вальдорфской педагогике. Вся школьная работа держалась и держится на непосредственном человеческом контакте между учителями и учениками. Если такой контакт нарушается, очень быстро возникают проблемы, решение которых требует от учителя больших внутренних усилий.
   В дошкольном возрасте преобладает стремление к подражанию. Ребенок подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека, который долго находится рядом с ним. Это становится составной частью его жизни и его поведения. Моральные качества, которые ребенок, таким образом, перенимает у окружающих, являются решающими в его будущей жизни. Тот, кто в раннем детском возрасте не смог удовлетворить, реализовать эту потребность, прежде всего из-за недостаточного душевного контакта с родителями, останется подражателем навсегда, неуверенным, неудовлетворенным собой человеком, который нередко следует примерам примитивнейших людей, встречающихся на его жизненном пути. В экстремальных случаях, что все чаще  наблюдаются в промышленно развитых странах, он становится морально ущербным.
      В возрасте примерно семи лет у ребенка появляются  новые стремления. Ребенок хочет идти в школу, хочет учиться, он хочет иметь внутреннюю опору, он хочет  испытывать полное доверие к учителю, всему, что тот говорит и делает. Другими словами, он нуждается в том, что Рудольф Штайнер называет словом «авторитет». Конечно, истинного авторитета нельзя завоевать строгостью или даже силой.
      По-настоящему уважают только тех, кто сам испытывает искреннюю симпатию к детям. У детей, которые в первые  годы жизни получали достаточную  пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию, это стремление к авторитету, возникает само собой. Если же такая потребность не удовлетворена, то в более позднем возрасте могут возникать отклонения в поведении. Дети, которым слишком рано пришлось принимать самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко чувствуют определенную неуверенность; их недоверчивость, их стремление к противоречию, свидетельствует  не о силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку потребности в подражании в раннем детстве не были удовлетворены, они ищут для себя, особенно в подростковом возрасте, так называемые «особые авторитеты» среди поп-музыкантов, различных героев кино или политических диктаторов. Недостаток стабильности, который часто господствует в их жизни, приводит к тому, что им будет очень трудно естественным образом работать вместе с другими людьми.
      В период полового созревания (пубертатный период) пробуждаются другие  потребности: стремление проверить внешнюю сторону бытия и научиться понимать насыщенную жизнь человека во всех ее «углах и извивах». То есть, другими словами, человек достигает такого возраста, когда у него формируются действительно глубокие интересы. Для того чтобы это состоялось, он нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь от безличной пустоты, так характерной для многих современных профессий. У подростков, если они, благодаря полученному к этому возрасту соответствующему воспитанию, жизнелюбивы и уверены в себе, потребность в углубленном познании мира и человека возникает как бы само собой.
      Задача учителя – не затрагивая собственного «Я» ученика, способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность когда-нибудь смогла стать его полным хозяином.
      Уже в первый школьный день детей встречает классный учитель (или учительница). Отныне ребята будут приветствовать его каждое утро на протяжении восьми лет, поскольку он ежедневно ведет главные уроки, а по возможности и какой-то один из специальных предметов в своем классе. Помимо непосредственной подготовки к урокам, у классного учителя есть множество других задач: частые контакты с родителями; участие  в еженедельной учительской конференции; постоянные занятия с детьми; повышенное внимание к детям, которым трудно успевать наравне с другими, например, по арифметике или письму; контакты со школьным врачом и преподавательницей лечебной эвритмии; проверка рабочих тетрадей и, кроме всего, выполнение некоторых административных нагрузок в рамках школы.
      Почему на плечи одного человека ложится такая тяжелая ноша? Не страдает ли от этого уровень его преподавания? Разве вальдорфские учителя не знают, что мы живем в век специализации? Безусловно, следует признать, что система с классным учителем таит в себе большие проблемы. Нередко классные учителя вынуждены посвящать значительную часть своего отпуска разнообразным занятиям в целях повышения квалификации. Им рекомендуют сотрудничать с коллегами-специалистами, преподающими в старших классах или имеющими большой стаж работы. В некоторых школах классный учитель охотно соглашается, чтобы занятия, например по физике или химии в седьмом или восьмом классах, проводил учитель старшей ступени. Даже если порой необходимо идти на компромиссы того или иного рода, систему классных учителей все же сохраняют. Это – один из важнейших принципов всей школьной работы.
      У классного учителя перед родителями одно громадное преимущество – на протяжении восьми лет он является проводником к прекрасному в природе и человеке. На уроках, во время общих занятий искусством, на экскурсиях и в доверительных беседах, которые некоторые дети охотнее ведут с учителем, чем с родителями, он может многое показывать, открывать, обращать на что-то их особое внимание. Благодаря учителю дети постигают богатства и чудеса всего света; из его уст исходят жизненные надежды. Итак,  вместе преодолевая трудности и разделяя радости, учитель и класс постепенно объединяются в некое сообщество. Может случиться и так, что это сообщество окажется неплодотворным. Но, как правило, такая взаимная привязанность приобретает глубокий смысл, состоящий в том, что ученики укрепляются в вопросах бытия. Видеть из года в год вокруг себя одних и тех же людей для современных детей, когда так легко возникают непрочные отношения, и так трудно сохранить верность близкому, может быть, именно это и становится самым главным событием.
    Все обучение в вальдорфской школе имеет своей целью развитие  трех видов способностей:  способности к эмоциональному сопереживанию, ясному мышлению и практической деятельности. Это развитие осуществляется в процессе изучения многих предметов с использованием различных методик.

наверх